ГлавнаяE-mailКарта сайта

Журнал "Равно АВ",  3/4 (10), август-сентябрь 2009

Мы не зря поставили в заголовок деда Мороза, сани которого загружены различным сценическим оборудованием. Приближается пора новогодних елок, а значит организация и проведение массовых праздников как никогда актуальна. Ну а там где праздник, там и прокат оборудования. О прошлом, настоящем и будущем бизнеса в области аренды средств отображения информации размышляет генеральный директор компании «Полянка-ТВЧ» Олег Леонардович Коржихин.

Прокат или аренда

Прокат сценического оборудования для проведения различных массовых мероприятий и праздников существует довольно давно, ведь приобретать все это оборудование «на один раз» не имеет смысла, проще и дешевле взять его напрокат или (что одно и то же) в аренду. Оборудование, которое прокатчики предоставляют пользователю, принято называть прокатными комплектами. Прокатная компания в упрощенном понимании представляет собой большой склад оборудования, на котором в соответствии с потребностями клиента собирается определенный заказ, формируется бригада, которая вывозит это оборудование на площадку к заказчику и подключает его.

Проекция на изогнутую поверхность

Проекция на плоскость с размытием границ

По сути, это знакомая многим инсталляция, но ее особенность в том, что это временная инсталляция, которую собирают на один или несколько представлений. Однако по сложности временная инсталляция не уступает постоянной. Сроки монтажа временной инсталляции чрезвычайно ограничены – обычно монтаж выполняется в день концерта или за день. Поэтому особые требования предъявляются к квалификации персонала инсталляторов. Прокатный бизнес довольно сложен и специфичен, на Западе большую часть этого сегмента рынка занимает всего несколько прокатных компаний. Склады этих компаний хранят десятки тысяч единиц оборудования. В России масштабы пока гораздо скромнее. Что нужно для организации прокатного бизнеса? Прежде всего, достаточное количество оборудования. Чем больше размер прокатного предприятия, тем выше его эффективность. Несмотря на большие затраты на склад, составляющие в этом бизнесе до 60% общих затрат, плюсы большого склада очевидны. Это закупка оборудования по оптовым ценам, автоматизированный поиск нужных позиций, централизованные работы по поддержанию оборудования в исправном состоянии. В России прокатный парк «плазм» даже в самых больших компаниях порядка 300-400 шт, а это объем потребностей средней выставки в Крокус-экспо. На российском прокатном рынке практически нет специалистов с профильным образованием. Конечно, люди со временем учатся, но из-за кадрового голода даже у крупных компаний время от времени случаются огрехи. В Европе ситуация совершенно другая. Крупные компании имеют специализированные учебные центры, который готовит специалистов нужного им профиля. Поэтому у них на площадках может работать заметно меньшее количество специалистов, но каждый будет именно специалистом – дипломированным и сертифицированным. Это имеет большое значение, например, при подвеске оборудования, поскольку в этом случае безопасности уделяется первостепенное внимание.

Начало прокатного бизнеса в России

В 90-х годах стали появляться небольшие компании, причем, как правило, хозяева этих компаний приходили в бизнес «из музыки». Это были музыканты или друзья музыкантов, энтузиасты профессионального звука. Кто не умел петь – становился звукорежиссером. Поэтому в этих фирмах изначально отношения были построены не на бизнес-принципах, а товариществе, личных связях, совместной творческой работе. Как ни странно, но из этих маленьких фирм выросли старейшие прокатные коллективы, такие как ROCK STAGE, «Lightmaster», Spin Music Service и другие. Их основатели по-настоящему любили музыку, и когда в результате творческой деятельности у них стали появляться деньги, они начали вкладывать их в приобретение оборудования.

В условиях кризиса

На сегодняшний день в нашем бизнесе нет скоординированной ценовой политики. Рынок выглядит, если можно так сказать, «диким», а нынешняя экономическая ситуация его усугубила. В этом году объем проката по Москве упал в 2,5 раза по сравнению с прошлым годом, а вот объем проката в Германии в этом году снизился всего лишь на 10%. Другой кризис… Правда, надо сказать, что в прошлом году наш рынок проката был перенасыщен предложениями, объем предложений превышал объем спроса по некоторым оценкам процентов на 200. Понятно, что при таком дисбалансе спроса и предложения цены должны были пойти резко вниз, что, собственно, и произошло.

Проекция на сферическую поверхность

Многие компании снизили цены на свои услуги, мы этого делать не стали. У нас есть система скидок для постоянных клиентов, и вот гибко пользуясь этой системой, мы смогли учесть изменяющуюся рыночную ситуацию при сохранении базовых цен. Проблема в том, что наш бизнес не отличается высокой прибыльностью – затраты велики, и заметное снижение цен приведет к тому, что компания начнет работать себе в убыток. Сейчас ситуация на рынке сложная. Например, попытка открыть новую прокатную компанию – это полное безумие. Нужно еще учесть, что мы вынуждены постоянно обновлять оборудование. Производители «подсадили нас на иглу» новых технологий. Каждое новое поколение оборудования слабо совместимо с предыдущим, поэтому новые проекторы требуют новых объективов, новых ламп, нового распределительного и коммутационного оборудования, меняются интерфейсы, их релизы, и все это деньги, деньги, деньги…И очень немалые. А не обновлять оборудование нельзя, ведь новое оборудование – это новый функционал, новые творческие возможности. Отстанешь – утеряешь преимущества перед конкурентами, и все, можно закрывать бизнес. Основными «недругами» для нас являются продавцы оборудования, ведь если конечный пользователь купит для себя, скажем, профессиональный проектор, ему не нужно будет брать его в аренду. Многие концертные залы, стационарные выставочные площадки сами закупают аудио видео оборудование, поэтому они для нас как клиенты потеряны.

Где же выход?

Единственный путь выхода из кризисной ситуации – это создание саморегулируемой организации прокатчиков средств отображения. Многие компании уже находятся за гранью выживания, есть много предложений от коллег о покупке оборудования, причем продаются целые склады. Поодиночке таким компаниям не выжить, а организация прокатчиков могла бы бросить им спасательный круг. Еще одно направление в работ прокатных фирм – это создание видеоконтента. Например, наша фирма имеет свою видеостудию, которая позволяет работать с сигналами высокого разрешения. Мы имеем всю линейку оборудования HD – источники, микшеры, мониторы. Эта услуга востребована, она пользуется спросом, причем клиент требует видеоряд именно высокого разрешения. Совместно с режиссерами зрелищ, по сути, создаются целые концерт-фильмы. Когда это хорошо и профессионально сделано, это берет за душу. Например, в прошлом году для Пасхальных дней в Подольске мы сделали очень интересную инсталляцию, включающую рирпроекцию на шар диаметром 12 метров. Есть опасность серьезного отставания по техническому уровню от западных компаний, уже в полный рост работающих с интерфейсом HDMI. Для нас пока, к сожалению, это недостижимо по ценам. И здесь мы возвращаемся к вопросу об объединении компаний, потому что в одиночку решение этой задачи не потянуть никому. Предвижу, что кто-то может обвинить нас в объединении с целью ценового сговора, но это неверно. На нашем рынке просто нет и не может быть монополиста, деятельность компаний настолько многогранна, что ни одна компания, по сути, полностью не копирует другую, у каждой есть какая-то своя «фишка». Постоянно происходят какие-то технологические прорывы, например, появление технологии Digital Lighting, объединяющей возможности световых приборов и видеопроекционного оборудования. Весь смысл нашего бизнеса - постоянное внедрение инноваций в прокатную практику. Предложи пользователю какую-то новинку, которой нет у конкурентов, и ты некоторое время будешь чемпионом. Когда новинка перестает быть эксклюзивной и появляется дешевая китайская аппаратура, это направление прокатного рынка отмирает, потому что дешевое оборудование проще купить, чем брать в аренду. Но к этому времени производитель предлагает нам что-то новенькое. Например, грядет эпоха 3D, надо к ней готовиться, и в этом смысле я смотрю на перспективы нашего рынка с оптимизмом.

 

Коржихин Олег Леонардович

Генеральный директор компании “Полянка-ТВЧ”

Окончил Московский технологический институт Министерства бытового обслуживания населения РСФСР (ныне Московский государственный университет сервиса) по специальности организация предприятий бытового обслуживания. Работал на оборонных предприятиях. В 1992 году основал компанию “Полянка-ТВЧ”.

Статья взята с сайта www.avclub.ru

    Copyright © 2022 Аренда и прокат звука, света, сцены.

    Звуковое и световое оборудование в аренду. Свет звук аренда.

    Spin Music Service