ГлавнаяE-mailКарта сайта

статья от 02 марта 2011 года

Что происходит в сфере проката? Какие проблемы стоят перед прокатными компаниями и как они пытаются их решать? Как экономический кризис затронул сферу проката? Какие компании и как работают на прокатном рынке России?

1. Вступление. Кому адресована эта статья?

Сразу оговорюсь: данный материал ориентирован сугубо на профессионалов шоу-индустрии. Поэтому в нем Вы не встретите множества красивых картинок и графиков, лирических отступлений и лишних слов. Все по сути: факты, анализ, прогноз и выводы.

Для всех участников прокатной индустрии вопрос анализа ситуации на рынке назрел давно: тут и последствия кризиса (который, как водится, в России развивался по особенному сценарию), и кризис отрасли, и возросший уровень конкуренции вкупе с падением цен на услуги и ростов затратной части содержания прокатного бизнеса.

Прокат звука и света в РоссииПрокат звука и света в России – очень специфическое занятие. Назвать его полноценным бизнесом можно с трудом: выживают и быстро растут только те компании, которые изначально имеют значительный пул клиентов, что позволяет им не сводить концы с концами, а полноценно работать. Проще говоря, если у Вас нет связей, позволяющих СРАЗУ же с самого начала деятельности получать множество заказов, то стоит основательно подумать, прежде чем ввязываться в прокат – это может оказаться большим просчетом. Многие прокатные компании создаются вокруг близких к бюджетным деньгам и заказам людей, продюсерских центров и крупных концертных агентств или event-компаний. То есть, имея «дядю», работающего в области культуры и близкого к госзаказу, можно создать прокатную компанию – точно также, как если «дядя» работает в нефтянке, то можно вполне придумать контору, которая будет выпускать «что-нибудь», за что можно вполне списать бюджетные средства. Также есть еще один класс прокатных компаний – обслуживающие высокобюджетные корпоративные мероприятия. Как удачно было подмечено, «в России культура – это плесень вокруг нефтяной трубы». Правда, после кризиса нефтянка просела и сразу же корпоративов стало гораздо меньше, да и их бюджеты упали.

Существует еще один фактор, сильно влияющий на потенциал прокатной компании – это просто чудовищный разрыв в уровне организации мероприятий у нас и за границей. Дело в том, что «там» люди привыкли работать «как положено» и поэтому многие артисты просто не доверяют нашим прокатчикам и везут свою прокатную компанию или оборудование, а в России добирают только то, что тяжело везти, но легко найти тут. Тут виноваты сами прокатные компании: мало того, что к России итак за границей предвзятое отношение (а особенно в бизнес-кругах), так еще и многолетний опыт сотрудничества это подтвердил. Ведь для «наших» прокатчиков не составляет труда привозить ДРУГОЕ оборудование вместо оговоренного и оплаченного по райдеру, нанимать таджиков, прописывая их как «техник» или «звукоинженер», а потом разводить на площадке перед заказчиков руками, говоря «ну у группы свой должен быть звуковик», «мы все поставили, это не наша проблема», «ну подумаешь, Behringer вместо Midas привезли – ну и что – тут тоже ведь 32 канала» и т.д. и т.п. Если с российскими заказчиками это зачастую «прокатывает», поскольку, к сожалению, уровень их осведомленности в технических вопросах оставляет желать лучшего, то с «фирмачами» не работает: они не просто потребуют дать все по списку, но и, к удивлению некоторых прокатных компаний, смогут объяснить зачем нужно именно это оборудование и почему не подходит другое: ведь на западе люди много лет учатся этому ремеслу и несут ответственность за свою работу, их не «пристраивают», и даже если они работают на знакомых им людей, у них просто не принято работать спустя рукава. Это ИХ менталитет, и он сильно отличается от нашего.

2. Что есть «прокатная компания»

Как должна быть устроена «правильная» прокатная компания? Это вопрос, на который сложно ответить, даже если брать в качестве примера успешные западные фирмы. Дело в том, что в России большинство принципов, по которым строится этот бизнес за границей, просто-напросто приведут к банкротству, поскольку (как было сказано выше) в России свои правила работы. Однако существуют некоторые типичные виды прокатных компаний. Первый и наиболее успешный в России – это компании, которые имеют в составе соучредителей крупные event- или концертные агентства. Такие прокатчики получают стабильный поток заказов, а компания-соучредитель экономит на привлечении сторонних подрядчиков и тем самым больше зарабатывает. Однако есть и минусы. На мой взгляд, прокатная компания должна быть полностью независима для полноценного роста. Будучи привязана по сути к одному заказчику, она будет постоянно от него зависеть. Рано или поздно придется выйти на открытый рынок, а к этому моменту затраты на содержание могут быть очень высокими для того, чтобы выстоять в конкуренции. Проще говоря, «погибнет» event-компания – скорее всего «погибнет» и прокатная.

Несмотря на важную роль связей в этом бизнесе, фактор конкуренции тоже присутствует в значительной мере. Сегодня существует множество прокатных компаний, в парке которых современное, дорогое, «райдеровое» оборудование. Однако зачастую слабым звеном является уровень подготовки персонала и его знание оборудования. Многие компании, например, имея линейный массив, используют его на 10% возможностей, считая, что сам факт наличия «модной» акустики уже ставит их в ряд первых. Однако это не так. Если проанализировать, например, американский прокатный рынок, то там далеко не все компании работают на линейном массиве. Главное там – это решить поставленную задачу по озвучиванию площадки качественно. А средства могут быть разные: от линейного массива или рупорных кластеров – до распределенной системы озвучивания. У нас же активно навязываемый поставщиками тренд линейного массива прочно закрепляется в головах заказчиков, уводя на задний план главную цель – итоговое качество услуги. Объясняется это просто: зачастую заказчик просто не разбирается в тонкостях и выбирает ту компанию, которая предлагает «модный звук, линейный массив, цифровые технологии» и другие «фишечки».

3. Сколько стоит прокат

Тут на первые роли выходит и такой фактор, как стоимость услуг прокатной компании. Существует противоречие: клиенты хотят получить от подрядчика отличное оборудование в аренду и высокое качество работы персонала за мизерную сумму.

Нужно понимать, что хорошее оборудование стоит дорого. Также дорого стоит и опытный персонал. Работа в прокате – это сложное и очень ответственное занятие. Настоящих специалистов в этой отрасли не так много, и они ценят свой труд. Существуют некоторые «ходы», которыми пользуются некоторые не совсем порядочные компании. Например: берется купленное на бюджетные деньги оборудование. Поскольку денег в него вложено не было и в случае его полного износа потерь личных финансов не будет, его сдают по демпинговым ценам. Такие компании, по сути, просто предоставляют персонал, а оборудования своего не имеют. Последствия от работы таких контор для прокатной индустрии просто катастрофичны: по сути, они просто ее разрушают. Ведь вложив свои деньги в оборудование, компания никогда не сможет сдавать его дешевле, чем те, кто не вложил ни копейки. Когда же оборудование полностью изнашивается, то такая компания просто прекращает свое существование или ищет способ «присосаться» к другому комплекту оборудования. Иногда, сколотив на чужом оборудовании капитал, прокатная компания закупает свое оборудование. И тогда она в полной мере осознает все тяготы закупки и содержания оборудования. И начинает осуждать те компании, которые, как и она сама раньше, работают на чужом оборудовании. Существуют и общеизвестные крупные компании, которые просто-напросто, «напилили» оборудование в России, купив небольшой его комплект для образца и сняв размеры с колонок. Несмотря на то, что это общеизвестный факт, на их положение на рынке это не влияет. Хотя качество работы такого оборудования (не говоря уже об этическом аспекте – обман клиентов) оставляет желать лучшего. Вывод один: при любых обстоятельствах в долгосрочной перспективе компании, не инвестирующие в оборудование – вред для индустрии. Но из-за особенностей нашей страны, таких прокатчиков достаточно много. Именно поэтому рентабельность проката по сути равна нулю и большинство работающих в этой сфере компаний – просто фанаты своего дела, либо просто не видят себя в каком-либо другом бизнесе.

Различия между стоимостью проката дорогого, качественного оборудования, и откровенного самопала зачастую минимальны, потому что заказчики в 90% случаев – посредники, и их волнует лишь вопрос того, сколько они смогут положить себе в карман. Поэтому качество отходит на последнее место: главное для них – чтобы все доработало до конца мероприятия, и они получили свои деньги. Именно поэтому для большинства мероприятий сдать на реальные деньги хорошее оборудование практически нереально. И получается такой парадокс: чем дешевле оборудование, тем за больший процент от его стоимости оно сдается. Проще говоря, колонка или световая голова китайского или самопального производства окупит себя намного быстрее, чем качественный продукт известного производителя.

4. Мода в прокатe

Как ни странно, но это понятие тоже присутствует. Задают тон маркетологи: ведь от них требуют постоянного роста продаж, а срок эксплуатации оборудования в pro-индустрии велик, поэтому приходится идти на уловки, чтобы продавать. Например, миф о том, что линейный массив – панацея ото всех бед при озвучивании мероприятий или что светодиодные приборы давно уже лучше ламповых. Во всем есть своя доля истины, но не при любых обстоятельствах. Например, светодиоды просто дешевле в производстве и меньше потребляют электроэнергии, хотя производитель продает приборы на них дороже, чем ламповые версии. Во-первых, объясняя это новизной технологии, а во-вторых, ведь срок их службы выше – стало быть, прокатчик дольше будет ими пользоваться, прежде чем обновит парк оборудования. Линейный массив – по сути мало чем отличается от рупорных систем, кроме углов раскрытия и конструкции волновода. А в большинстве продвигаемых в Росси систем – так вообще только формой корпуса. Тем не менее, модный тренд заставляет всех поголовно на него переходить, зачастую неосознанно теряя в качестве.

5. 'Региональный' бизнес

Крупная прокатная компания просто вынуждена работать по всей стране и за ее пределами: туры артистов, выездные мероприятия, подряды в других городах и регионах. На рынке интересное положение: Московские компании зачастую работают в регионах, в то время как компании из других городов рвутся в Москву и Питер. С одной стороны это вызвано тем, что в Москве и Питере сосредоточены самые крупные прокатные фирмы и их услугами зачастую вынуждены пользоваться регионы, поскольку не всегда местные компании в состоянии работать большие ответственные мероприятия. С другой стороны, стоимость проката в регионах традиционно ниже (как и ниже класс парка оборудования), но в сложившихся условиях, когда заказчиков зачастую интересует лишь низкий ценник на услуги, они привлекают прокатчиков из других городов, тем самым обваливая стоимость услуг в «двух столицах», объясняя все «кризисом». Это наносит серьезный урон тем компаниям, которые ведут бизнес в Москве и Питере: ведь стоимость аренды площадей под склад и офис и заработная плата персонала здесь много выше, чем в регионах. Тем самым, компании несут большие расходы, но вынуждены брать в расчет низкие цены конкурентов из других городов.

6. Прокат и интернет

Интернет – это то поле, где наивные заказчики зачастую ищут «самую низкую цену на самые качественные услуги». Для многих и вправду до сих пор открытие, что если у компании красивый сайт, то это вовсе не значит, что она действительно имеет в собственности оборудование, а не является посредником и тем самым увеличивает стоимость услуг. Более того, не все знают, что стоимость рекламы в интернете или «раскрутке» сайта для вывода его на первые места поисковых систем (Yandex, Google и т.д.) весьма высока – и она тоже заложена в стоимость услуг прокатной компании. Есть, к примеру, компании, которые «висят» в Яндексе в первой десятке на нескольких местах сразу под разными названиями, сами при этом не имея того оборудования, которое предлагают в аренду, позиционируя себя как прокатные.

Именно поэтому серьезные заказчики редко ищут подрядчиков по прокату оборудования в интернете, а среди «псевдо-прокатчиков» и посредников клиенты из интернета – лакомый кусочек, поскольку зачастую такой клиент с большой долей вероятности не очень компетентен в выборе оборудования, и ему можно «впарить» в три дорога какой-нибудь китайский «аппарат».

Нужно понимать: красивый сайт и первые места в поисковиках – это всего лишь показатель профессионализма рекламной компании и студии веб-дизайна, а не самой прокатной компании. Показатель уровня прокатчика – это его портфолио, список оборудования (если оно действительно имеется, а не просто заявлено) и возраст компании.

7. Барометр индустрии проката

На мой взгляд, барометр индустрии проката – это выставка «Музыка Москва», ежегодно проходящая в Сокольниках. Давно ставшее местом встречи большинства профессиональных работников шоу-индустрии, это событие наглядно отражает уровень роста или падения в этой сфере. И на примере этой выставки можно увидеть многие тенденции. Вот некоторые из них:

  • происходит наглядное смещение интересов поставщиков оборудования в сторону дешевых китайских брендов. Это отражает повышение спроса в индустрии на низкобюджетные приборы, быстрее окупающиеся и повсеместное наступление китайских товаров дошло в итоге и до pro-индустрии
  • количество игроков рынка pro-индустрии падает – это говорит о снижении спроса на услуги в ней, об уязвимости индустрии перед экономическими кризисами и о серьезности последствий кризиса в России
  • количество посетителей выставки падает, меняется их качественный состав. Вместо множества профессионалов выставку посещает все больше «залетных» дилетантов, зачастую ищущих «что где плохо лежит» а не информации о новом оборудовании
  • дистрибьютеры теряют интерес к выставке, понимая, что показ там оборудования не всегда ведет к его продвижению на рынке

8. Игроки прокатного рынка

Стоить отметить, что большинство прокатных компаний зарождались как попытка создать простой с первого взгляда бизнес. По мере развития, все они столкнулись с серьезными сложностями, неоднократно меняли парк оборудования, часто даже направления деятельности. Именно поэтому те, кто смог продержаться на этом рынке долгое по меркам российского бизнеса время, заслуживают отдельного упоминания. Особенно хочется упомянуть, кто смог достичь высокого качества работы и продолжает активно развиваться.

Это, в первую очередь, Alpha Sound. Московская компания, которая за несколько лет существования смогла вырасти до уровня регионального прокатчика. В компании одна из сильнейших и профессиональнейших команд. Пожалуй, лучший выбор и качество бэклайна, очень ответственный менеджмент и отношение к проектам и заказчикам. Все это определяется правильным подходом директора компании, который и сам прошел школу от техника до владельца Alpha Sound.

StarShow Работающая с 1998 года московская прокатная компания. Начинавшая когда-то с пары колонок, в итоге выросла до серьезной прокатной фирмы. Большое внимание уделяет подбору оборудования и персонала, имеет в портфолио сотни сложных и неординарных проектов технического обеспечения мероприятий.

Spin Music. Созданная в конце девяностых годов, эта прокатная компания поистине произвела революцию: начиная с пары колонок и трудолюбия, сегодня она является одной из крупнейших прокатных фирм. Ее название знают все заказчики и многие конкуренты равняются на нее. В этой компании существует множество ноу-хау в области подготовки персонала. Кадры Spin Music - одни из лучших. Парк оборудования компании насчитывает тысячи единиц продукции известнейших брендов. Spin Music доверяют очень ответственные проекты, а об умении этой компании вести дела с клиентами ходят легенды.

T-Audio. Одна из ведущих прокатных компаний, уделяющая большое внимание подготовке персонала и работе в проектах. Имеет большой парк оборудования. Компании доверяют сложные и ответственные мероприятия.

EuroShow. Крупная Питерская прокатная фирма. Имеет поистине колоссальный парк оборудования и тысячи крупномасштабных мероприятий в портфолио.

9. От частностей - к общему

Подводя итог, хочется проанализировать прокатный рынок и сделать прогноз его развития. На мой взгляд, кризис пошатнул итак не самое устойчивое положение прокатных компаний в России. Многие просто-напросто разорились, другие вынуждены уволить часть персонала, снизить цены и пытаться как-то выжить. Другие стали уходить в смежные сферы: инсталляции и обслуживание оборудования. Рыночная конкуренция в России, хоть и с оговорками, но работает, и поэтому, на мой взгляд, прогноз будет следующий. Часть компаний разорится. Оставшиеся (в основном крупные компании) выживут, снижая цены и расходы на содержание штата и парка оборудования. Далее рынок начнет стабилизироваться, и те, кто смог сохранить прокатный бизнес, возможно, разделят значительную часть «пирога», прежде чем сотни новых людей устремятся в этот бизнес, заражаясь успехом прокатчиков и надеясь построить свою прокатную «империю».

10. Анализ и прогнозы.

Что может помочь индустрии проката? На мой взгляд, 3 события:

  • создание профсоюза прокатчиков России. Наличие и работа такой организации позволят улучшить защищенность компаний и их работников
  • контроль за соблюдением честной конкуренции. Например, компании в профсоюзе не должны будут заявлять то оборудование, которым на самом деле не владеют. Те, кто сдает чужое оборудование, должны будут регистрироваться как «посредники» или «агенты» и т.д. Проведение честных открытых тендеров.
  • лицензирование прокатной деятельности. Это позволит «выбросить» из индустрии «случайные» компании и повысить ответственность перед заказчиками за качество выполняемой работы, тем самым в целом его повысив.

Надеюсь, данная статья покажется Вам интересной и затронет проблемы, близкие Вам и Вашему бизнесу.

С уважением, Сорокин А.Е.



Источник: Pinspot.RU

    Copyright © 2019 Аренда и прокат звука, света, сцены.

    Звуковое и световое оборудование в аренду. Свет звук аренда.

    Spin Music Service